fuguebach: (fugue_classic)
[personal profile] fuguebach

Хеллоуин и Пурим



Итак, есть ли в Израиле культура? А есть ли она в Канаде?
И что такое вообще - культура?
В первую очередь - совокупность традиций, обычаев, кодов (языковых, архитектурных, звуковых).
Многие добавят: сложившихся за историю страны.

Вот тут мы сразу видим, что культура страны совсем не обязательно завязана на ее истории. Мало того культура определенного этноса может существовать даже при отсутствии страны, а наличие страны часто совсем не подразумевает наличие там какой-либо оригинальной культуры.

Что же является определяющим фактором в формировании национальной культуры?

Что бы там не говорили политкорректные либералы и новые историки, факторов этих два: религия и язык.
Потому как если нация дружно отмечает Рождество, Хеллуин и День Благодарения - это одно, а если Пэсах, Рош-а-Шана и Йом-Кипур - это совсем другое. Что бы там ни говорили про якобы "светскость". И язык определяет так много в формировании культуры...



Уж что-что, а обычные детсадовские песенки, с совершенно идентичной мелодией, в своей культуре значат совершенно разное. Да и содержанием они разнятся.
Если хорошо известная песенка на французском воспевает конфетки, то на английском - мерцающие звездочки, а в иврите это песенка про алфавит. Если на английском поется про дружное взмахивание веслами - на иврите та же песенка - про маленького озорника Йонатана.






И с языком передается традиция. Если послушать те же детские песенки, то как бы далеко ни находился Квебек от Франции, но Frêre Jaque, Au claire de la Lune или Aluette  - такая же часть пейзажа как и круасаны с багетами.

А что Израиль? Получается, что в культурном смысле Израиль - совершенно уникальное место. На английском языке говорит полмира, и вся английская культура так схожа, что со стороны (если не вникать по-настоящему глубоко) большой-то разницы и не ощутить. Конечно, и диалекты отличаются и песни. Но недаром американцы Боб Дилан и Элвис Пресли стали кумирами десятка английских групп, а те повлияли на канадцев, австралийцев и снова на американцев.

А квебекские певцы не вылазят из Франции. Французы любят посмеятся над милым квебекским акцентом. Да и переезжая из Канады в Штаты большой разницы не заметишь, ни в планировке, ни в архитектуре. Разве что вместо канадских флагов американские развеваются да немного другой набор кофеен и автозаправок. А так... те же люди, тот же язык.
Израильское культурное поле уникально.

Сама по себе национальная культура, основанная на древнем языке, сто лет назад еще существующем только в виде письменного или литургического, при этом живом и динамичном, у любого творческого и культурного человека вызывает эмоциональный подъем.
"Ну и что?" - скажут мне. Мало ли маленьких локальных языков? И теперь все будем умиляться, что какая-нибудь горная индейская деревушка, сохранившая свое наречие из пары сотен слов, продемонстрирует пару диких обрядов?

Ну, собственно, любая сколь угодно богатая и древняя культура, если покопаться, по большому счету не больше чем набор обрядов на фоне языка, который еще три-четыре сотни лет назад представлял собой не более чем жаргон без правил орфографии и грамматики. За сто лет до Шекспира английского языка вообще по сути не существовало.

Часто, в качестве аргумента "неполноценности" израильской культуры приводят факт, что, собственно, оседлому ивритоязычному поселению чуть за сто, ну что за это время могло создасться?
А сколько Канаде? Двести, триста?






Стала ли Канада некой специфически культурной единицей, переплавив за эти 300 лет своего существования все эмигрантские вливания в одно целое?

Нет.
Как этого не произошло по большому счету и со Штатами. Как была Канада британским доминионом, так, в общем, и осталась. А национальные группы как жили обособленно - так и живут, постепенно исчезая. Это не касается франкоязычной Канады, которая сильна и многочисленна, и в состоянии узурпировать власть на своей территории. Квебекская франкоязычная культура мне в чем-то напоминает палестинцев. Так же вечно они себя выставляют жертвами "оккупации" (а оттого Оттава и бесконечно должна перечислять деньги отступных), борьба с оккупацией одно время велась все тем же способом - огромной рождаемостью (вспомним пресловутую арафатовскую матку палестинской женщины), а также разными дискриминационными почти расистскими методами.








Но все же (даже с учетом террора шестидесятых) будем справедливы: квебекцы не агрессивны и как раз таки предпочитают в массе своей честно зарабатывать на кусок хлеба, а не выпрашивать подачки у мирового сообщества, как это принято у их любимых протеже.

Тем не менее результат налицо: большая часть территории Квебека давно этнически монолитна. Молчаливый бойкот, неприязнь и будем говорить прямо - расизм и ксенофобия - вынудили покинуть большую часть территории провинции всех чужаков. Город Квебек, к примеру, когда-то на 60% состоял из англоязычных, теперь на 99% франкофонный.

Единственный особенный островок в море гомогенной культуры (я не говорю о все увеличивающихся мусульманских колониях, которые никуда вливаться не собираются, и так же как в Европе только ждут своего момента) это город Монреаль с его уникальным двуязычием. Меня до сих пор восхищает способность большинства жителей этого города жить, думать и функционировать на двух языках, легко переходя с одного на другой. Разумеется, эта особенность не могла не сказаться на общей открытости города и на его культурном фоне. Гастрономическое разнообразие, бесконечные фестивали, клубы на все вкусы создают свой особенный жовиальный фон.





А что с Израилем?
Казалось бы, за такой короткий срок не могло сложиться единой оригинальной культуры.
И тем не менее факт налицо.

Есть ли в Израиле национальная кухня? Что бы ни говорили "критики" про "ворованную у арабов" кухню, но пита с фалафелем, хумусом и салатами по своему уникальна, не похожа на подобные продукты в арабских странах и не менее характерный национальный признак чем макдональдс в Штатах или квебекский путИн, и уж куда здоровее.








Есть ли в Израиле своя архитектура? По большей части она современная, но подобного облика городов я не видел ни в одной стране. Не говорю уж об Иерусалиме.

Да, все это принесено откуда-то, но разве в других странах все так неповторимо?
Разве не строили Одессу или Питер итальянцы? А каналы Питера не копируют Амстердамские?
Мне очень нравится старая архитектура Монреаля, Квебека и других городов Канады (современная большей частью ужасная или никакая), но вся эта традиция принесена из Европы и тщательно сохранялась.








То же касается музыки, традиций и обычаев.
Все, как общины-основатели, так и более поздние иммигрантские держатся обособленно, тщательно сохраняя свои традиции.
Многочисленные израильские общины моментально вливают свой вклад в общий котел.

Это не только не помешало созданию единой культуры, а даже обогатило ее. Если бы в Канаду приехал такой процент русскоязычных, как это случилось в Израиле, мне трудно представить во что бы это вылилось. Возможно в появление "Рашен таунов" наподобие "Чайна таунов" в Торонто или Ванкувере.

Нет, конечно, сомнения, что немалое влияние на формирование единой культуры в Израиле оказывает служба в армии, да и сама армия, без сомнения, - немалая часть израильской культуры (еще один повод для ненависти к Израилю со стороны "либералов").


Скорость изменений реактивная.
Меня не было десять лет, и что я вижу?
Русскоязычная община стала чуть ли не привилегированной. Еще в начале двухтысячных надо мной порой подсмеивались дети в школе. Теперь "русский" однозначно означает "спец", хороший работник, человек, на которого можно положиться.
Притом что разговор на русском языке где бы то ни было (без малейших комплексов и стеснений) больше не является не только неприличным, но и вполне нормальным явлением, интеграция русскоязычных в общество произошло по всем категориям. Интеграция эта не является мимикрией под местные порядки, нет, русскоязычные влились вместе со своим языком, музыкой, манерами (иногда не самыми приятными), одеждой и прочим.
То же происходило и с прошлыми общинами.

А предыдущие жаловались, что у них "украли страну".
В Монреале я был знаком с замечательным дядькой, коренным израильтянином пенсионного возраста, с очень красивым литературным ивритом, прекрасно знающим ивритскую поэзию и песни.

Он довольно давно проживал в Монреале, его сын уже не говорил на иврите. Сам же он участвовал во всех церемониях памяти (прошел все войны) от израильского консульства, я встречал его на приемах по случаю праздников. В последний раз я встретил Эли на дне Иерусалима (отказаться было трудно - во первых: угощения в средиземноморском стиле, а потом отличный концерт, все на халяву), там рассказал ему про намаерение вернуться в Израиль. Эли сморщился.
"Ты не любишь Израиль?"

"Я очень люблю Израиль, но больше мне не хочется туда ездить"
"Израиль чем-то испортился?"
"Люди испортились!"

Я не стал выяснять чем же так испортились люди в Израиле, но в целом и так догадывался. Без сомнения Израиль Элиного детства - это совсем не тот Израиль, чем тот, что мы видим сейчас. Темп жизни изменился невероятно. Возрос эгоизм постиндустриального общества, да и сам состав общества стал иным.

Поэтому так называемые "ширей эрец исраель", песни, которые пели первопроходцы, и которые "почему-то" один в один повторяют русские народные или комсомольские песни. И воспринимаются чуть ли не как средневековье. Здесь другой темп жизни.
Израиль шестидесятых - это викторианская эпоха, ностальгическое время.
Это архитектура города-сада, песни "лехакот цахаль".

Семидесятые - эпоха Арика Айнштейна, "Каверет" и Шалома Ханоха.
Восьмидесятые - Офра Хаза и Ехуда Полликер.

Музыкальный фон Израиля - это история страны, а содержание песен - это история мыслей и переживаний поколений.
И эти переживания и мысли даже невозможно сравнивать с канадскими. Просто потому, что канадская история никогда не переживала столько за столь короткий срок как израильская. Оттого и сравнивать возраст стран некорректно.

Сколько я ни пытался вжиться в культурный нарратив Квебека, мне он представлялся бедным и скучным по сравнению с израильским. Потому очень скоро я потерял к нему всякий интерес.

Конечно, есть значимые фигуры в канадской культурной жизни. Группа "Раш", без сомнения, одна из лучших групп арт-рока. Селин Дион, без сомнения, звезда поп-музыки. Но, положа руку на сердце, разве можно ее сравнить по силе, энергии, да и голосу с Офрой Хазой? Да, Офра - певица местного значения, но разве этим определяется талант?







Хотя Канада действительно рождает немало талантов, но многие из них делают карьеру в Америке и там остаются.
А общий культурный фон остается весьма скучным.

Даже такая, казалось бы, незначительная вещь как реклама настолько отличается в Канаде и Израиле! Приезжая в Израиль, я не мог оторваться от рекламных пауз, от креативности любого ролика. Что уж говорить о сатирических передачах, шоу или политических дискуссий. Да, жизнь в Израиле нелегка и опасна, но это и определелило консолидацию и ощущение общей судьбы, хоть и разделенной множеством диаметрально противоположных мнений.

Все, конечно, индивидуально, но мое ощущение жизни в Монреале можно определить одним словом: вакуум.
Много, много хорошего можно сказать про жизнь в Монреале и про остальную Канаду, но эмоционально эта жизнь протекает мимо, а сопричастности, подобно той, что есть в Израиле буквально с первых шагов, там как не было так и нет. Возможно, кому-то это не важно. Кто-то даже рад: и хорошо, пусть меня не трогают, а я буду жить в моем мирке, работая, отдыхая и развлекаясь.
Что касается развлечений - то это хоть и часть культуры, но, на мой взгляд, скорее пассионарная ее часть.
Хотя, без сомнения, заслуживает отдельного изучения.

Но это совсем другая история.


вступление
климат
жилье

жилье (2)
интеграция и национальный вопрос
религия и национальный вопрос
финансовая и налоговая система

финансовая и налоговая система (2)
работа. зарплата
рынок труда
производственные отношения
потребительство. цены, услуги, сервис
здравоохранение
здравоохранение (2)
культура
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.
Page generated Aug. 17th, 2017 05:59 am
Powered by Dreamwidth Studios